Назад Оглавление Далее

Слои и режимы их смешивания. Концепция

Paint.NET позволяет вам использовать слои и режимы их смешивания, как основу для составления изображения.

Слои

Для иллюстрации обсуждаемой концепции были выбраны два изображения, которые используются в качестве слоя подложки и 1-го слоя, который размещается поверх слоя подложки:


Слой подложки - автомобиль
"Classic Camaro" ("Нижний слой")

Слой 1 - Вид города Сиэтл
("Верхний слой")

Вы можете рассматривать "слои" как стопку прозрачных слайдов, которые, когда их смотреть вместе, формируют полное изображение. Paint.NET показывает эту стопку так, как если бы вы смотрели ее сверху и без перспективы (слои не "уменьшаются" по мере их "удаления" в стопке). Чтобы лучше показать, как "работают" слои, мы покажем их не сверху, а несколько со стороны:

Слои и прозрачность

Каждый слой в Paint.NET состоит из пикселей, которые хранятся в формате RGBA. Часть RGB, это обычный формат Red-Green-Blue, который используется для хранения традиционной интенсивности цвета. Добавка "A" - это так называемый альфа слой, который используется для хранения информации о прозрачности пикселей. Значения альфа может меняться от 0 (полная прозрачность) до 255 (полная непрозрачность). (В некоторых программах могут говорить о значении от 0% до 100%). Если пиксель прозрачный, то будет виден пиксель, расположенный слоем ниже. Paint.NET использует технику, называемую "альфа композиция", чтобы показывать слоеное изображение на стандартном мониторе компьютера.

Однако, прозрачные пиксели нельзя показать на мониторе компьютера. Чтобы сымитировать этот процесс, Paint.NET использует узор шахматной доски, который выглядит, как здесь:

Если вы видите такое, это означает, что часть вашего изображения прозрачна -- узор шахматной доски в действительности не является частью вашего изображения. Вы можете рассматривать узор шахматной доски, как виртуальный слой подложки, или слой "0", который всегда является самым нижним из всех слоев, которые показываются в окне ""Слои"". Однако, как упоминалось выше, он в действительности не является частью вашего изображения. Если вы сохраняете изображение, а затем смотрите его в другой программе, то вы там не увидите узора шахматной доски (если конечно, эта другая программа также не использует узор шахматной доски для симуляции прозрачности).

Слои и непрозрачность

В то время, как каждый пиксель имеет информацию о его прозрачности, каждый слой имеет информацию о его непрозрачности. Эти два термина похожи и в большинстве случаев можно считать, что это одно и тоже. Вы можете рассматривать непрозрачность слоя как общий "реостат", который регулирует альфа-значение каждого пикселя в слое.

Например, если мы возьмем верхний слой и будем менять его непрозрачность от 255 до нуля, мы получим ряд следующих изображений, показывающих как концептуальную стопку слоев, так и результат ее отображения на экране монитора:

Слой 1, непрозрачность 255 (100%)
Полная непрозрачность: Автомобиль не виден.

Слой 1, непрозрачность 128 (50%)
Частичная прозрачность: Частично видно изображение Сиэтла.

Слой 1б непрозрачность 0 (0%)
Полная прозрачность: Сиэтл не виден.

Режимы смешивания

Режим смешивания слоя предписывает, как этот слой будет смешиваться с ниже лежащим слоем. Чтобы изменить режим смешивания, щелкните на соответствующем слое и затем откройте его свойства (через команду меню [Слои→Свойства слоя], кнопку "Свойства" окна "Слои", или двойным щелчком по слою). Вы увидите следующий диалог:


Не все режимы смешивания легко понятны на интуитивном уровне, и поэтому мы рекомендуем вам поэкспериментировать и использовать этот форум, где можно спрашивать и получать советы. Каждый режим смешивания описан ниже и иллюстрирован композицией тех двух изображений, что уже приводились выше, но в соответствии с выбранным режимом смешивания и при значении непрозрачности 255.

В последующих рассуждениях будет использоваться термин "композиция". Он будет относится к результату смешивания всех слоев, что расположены ниже текущего, о котором идет речь. Окончательная композиция, это то, что вы видите на экране в процессе работы с изображением. Однако, в данном описании мы вынуждены применять термин к промежуточным результатам так, как складываются слои, слой за слоем.

Режим "Нормальное"
Это режим по умолчанию и является стандартным режимом смешивания. Каждый пиксель в слое смешивается в композицию, которая зависит от его альфа-значения.
Режим "Умножение"
В этом режиме перемножаются значения интенсивности цвета пикселей всех слоев композиции. В результате пиксели всегда получаются темнее, чем на оригинале. На белые пиксели режим не имеет эффекта, таким образом, белый цвет остается белым.

Режим "Добавка"
В этом режиме складываются значения интенсивности цвета пикселей всех слоев композиции. Это всегда осветляет пикселы в композиции, за исключением тех пикселей, которые совершенно черные, таким образом, черный цвет остается черным.

Режим "Цветовое горение"
Этот режим смешивания имеет такой эффект, что темный пиксель становится еще темнее. Чтобы светлые пиксели оставались светлыми, они должны смешиваться с другими светлыми пикселями.

Режим "Цветовое затухание"
Этот режим можно рассматривать, как противоположность "Цветовому горению". Светлое остается светлым, чтобы темные пиксели оставались темными, они должны смешиваться с другими темными пикселями.

Режим "Отражение"
Этот режим смешивания можно использовать для наполнения светом объектов или областей изображения.

Режим "Свечение"
Это режим обратный предыдущему: он работает так, как будто слои меняются местами и к ним применяется режим "Отражение"

Режим "Перекрытие"
Это комбинация режимов "Экран" и "Умножение", в зависимости от интенсивности пикселей слоя. Для темных цветов, этот режим действует как "Умножение". Для светлых цветов, этот режим действует как "Экран".

Режим "Различие"
Это режим обратный режиму "Добавка". Значения интенсивности цвета пикселей текущего слоя вычитаются из композиции ниже лежащих слоев, это затемняет цвета. Так как в результате операции могут образовываться отрицательные значения, которые невозможно отобразить на дисплее, то используется математика с абсолютными значениями. Таким образом, и "белый минус черный", и "черный минус белый" даст в результате белый. Это довольно часто используется в эффекте [Эффекты→Заливка→Облака].

Режим "Отрицание"
На первый взгляд, это тоже самое, что и "Различие", но на самом деле этот режим производит противоположный эффект. Вместо затемнения цветов он дает их осветление.

Режим "Осветление"
Осветление пикселей используется для осветления либо слоя, либо композиции.

Режим "Затемнение"
Затемнение пикселей используется для затемнения либо слоя, либо композиции.

Режим "Экран"
Этот режим можно рассматривать, как противоположность режиму "Умножение". Он используется для повышения яркости пикселей, при котором черный цвет остается черным.

Режим "Исключение"
Это сокращение для термина "Исключающее ИЛИ", это продвинутый режим смешивания, который используется, главным образом, для анализа изображения, а не для его получения.


Назад Оглавление Далее
Hosted by uCoz