Панель инструментов содержит кнопки доступа ко многим наиболее употребимым командам, управляющие элементы для конфигурирования вида изображения, и управляющие элементы для конфигурирования числа инструментов, с помощью которых производится рисование.
Кнопки этой группы позволяют вам быстро выполнять множество наиболее употребимых команд. Они позволяют вам (если смотреть слева, направо): создавать новое изображение, открывать сужествующее, сохранять, печатать, вырезать, копировать, вставлять, обрезать по выделению, отменять выделение, отменять команду, и повторять (отмененную команду).
Этот управляющие элементы позволяет вам изменять способ, которым изображение представляется вам. Две первые кнопки позволяет вам пошагово увеличивать или уменьшать изображение, в то время как выпадающий список между ними позволяет вам задать уровень масштабирования. Вы можете также выбрать уровень "В окне", что изменит уровень масштабирования таким образом, чтобы все изображение было видно в рабочем окне (это тоже самое, что выбрать команду меню "Вид / Вписать в окно").
Следующие две кнопки переключают видимость сетки и линеек, соответственно. Последний управляющий элемент позволяет вам указать единицы измерения, с которыми вы хотите работать: пикселы, дюймы или сантиметры. Это не меняет единицы, в которых изображение хранится в файле; вы можете сделать тоже самое командами меню [Изображение→Изменить размер...].
Второй ряд панели инструментов начинается с кнопки, которая позволяет вам выбрать текущий инструмент. Если вы щелкните по этой кнопке, вам будет представлен список возможных инструментов, а также команда [Настройки по умолчанию...]. Щелчок по ней вызовет следующий диалог:
Этот диалог можно использовать для задания значений по умолчанию для всех инструментов панели. Вы можете также изменить то, какой инструмент будет активным после запуска Paint.NET. Кнопка "Сброс" возвратит все значения в состояние по умолчанию, в то время, как кнопка "Загрузить с панели инструментов" возьмет текущие значения инструментов и применит их к данному диалогу.
Предыдущие версии Paint.NET автоматически запоминали некоторые значения параметров на панели инструментов между сессиями, такие как "Сглаживание" и "Чувствительность". В версии 3.0, никакие параметры инструментов не запоминаются автоматически. Если вы хотите, чтобы некоторые параметры инструментов запоминались, вы должны вручную изменить их в этом диалоге и нажать кнопку "Сохранить".
Эти управляющие элементы используют инструменты группы "Фигура". Здесь вы можете выбрать, будет ли фигура рисоваться контуром, сплошной, или сплошной с контуром, толщину кисти, и способ заполнения. Инструмент "Линия/Кривая" также позволяет вам задать стиль, который включает вид стрелок на начале и конце линии а также образец шрих-пунктирности линии.
Управляющий элемент "Режим выделения" позволяет вам выбрать комбинацию режимов, которые будет использовать инструменты выбора. Когда вы рисуете область "выбора" с помощью инструмента выбора, то она будет либо замещать существующую область ("Заменить"), либо складываться с ней ("Добавить (объединить)"), либо вычитаться из нее ("Вычесть"), либо инвертировать области пересечения ("Скрестить").
Следующий управляющий элемент позволяет вам выбирать между режимами рисования области выбора: "Нормальное", "Заданные пропорции" и "Заданный размер" для инструмента "Прямоугольник". Последние два режима могут быть полезны, когда вы хотите, например, выделить в изображении область 4 x 3 дюйма или область с фикрированным соотношением сторон 16 x 10 (конечно, вам точно также доступны и другие размеры и пропорции, просто наберите соответствующие значения).
Эти управляющие элементы используются только инструментом "Текст", и позволяют вам задавать семейство, размер, способ сглаживания и стиль шрифта.
Есть два способа сглаживания: "Сгладить" и "Резкость". Метод "Сгладить" оптимизирован для среднего и крупного размера текста. Мелкий текст может выглядеть рыхлым или расплывчатым, это будет зависеть от используемого шрифта. Метод "Резкость" будет удобным для тонкого шрифта мелкого размера; при больших размерах текста он может выглядеть не очень сглаженным. Он будет также идеальным при разработке макета пользовательского интерфейса, так как он использует тот же способ сглаживания, что использует Windows при выводе текста пользовательского интерфейса. Если сглаживание выключено (через Управляющий элемент "Растеризация"), тогда не имеет значения, какой режим установлен, "Сгладить" или "Резкость".
Инструмент "Градиент" имеет 5 различных типов градиента которыми он может проводить раскрашивание, и он может также работать либо в режиме "Цветной", либо в специальном режиме "Прозрачный".
Управляющий элемент "Режим заливки" воздействует только на инструменты "Волшебная палочка" и "Заливка". Если он установлен в режим "Непрерывная", то выбор у инструмента "Волшебная палочка" или заливка у инструмента "Заливка", будет распространяться от точки, где вы щелкнули, и остановится на цвете, который не попадает в пределы допуска, заданного элементом "Чувствительность". Если выбран режим заливки "Глобальная", то "выбор" или заливка будут основываться на анализе всех пикселов в текущем слое, и будет выполняться независимо от места, где вы щелкнули.
Управляющий элемент "Чувствительность" определяет, как будут работать инструменты "Волшебная палочка", "Заливка", и "Замена цвета". Он управляет, как близко должны быть похожи цвета при выполнении инструментом своей операции. Если задано значение 0%, то только будет рассматриваться только точно такой цвет. Если задано значение 100%, то будут включены все цвета. По умолчанию стоит значение 50%.
Инструмент "Пипетка" можно сконфигурировать так, чтобы он переключался на "Карандаш", или на предыдущий инструмент сразу после щелчка по нужному цвету.
Инструмент "Переместить выделенное" можно сконфигурировать так, чтобы он использовал либо режим "Сглаживание", либо "Пикселизация" при передискретизации. Обычно предпочтительнее качество "Сглаживание", если у вас нет особой необходимости в использовании качества "Пикселизация".
Один из этих управляющих элементов, или оба, воздействуют на многие инструменты, они выбирают, как будет выполняться рисование, основанное на попиксельной технологии. Чтобы использовать эти элементы, вы можете либо "нажимать" на иконку, чтобы переключать установки, либо щелкнуть по стрелке, чтобы открыть выпадающее меню, и выбрать допустимую опцию.
Первая из сдвоенной кнопки управляет тем, будет ли использоваться сглаживание. Левая окружность была нарисована с включенным сглаживанием, в то время как правая - с выключенным. Она выглядит заметно более "зазубренной":
Первая из сдвоенной кнопки управляет типом смешивания. В режиме "Нормальное смешивание", известном также как режим "OVER", каждый вновь нарисованный пиксел смешивается с пикселом, который уже был на слое. В режиме "Перезаписывать", известном также как режим "COPY", каждый вновь нарисованный пиксел замещает тот пиксел, который уже был на слое. На рисунке ниже дважды была нарисована линия с альфа сначением 128, что означает примерно 50% прозрачности. Левая линия была нарисована в режиме "Нормальное смешивание" и поэтому она смешалась с изображением автомобиля. В том месте, где нарисована линия, видно как автомобиль, так и сама линия. Вторая линия, справа, была нарисована в режиме "Перезаписывать". Здесь автомобиль уже не виден в том месте, где проведена линия, а виден узор шахматной доски, что обозначает, что эта часть изображения теперь прозрачна.
Режим мсешивания "Перезаписывать" может быть особенно полезен с инструментом "Карандаш" при редактировании изображения на попиксельном уровне.